«Жизнь — это период между одним вдохом и следующим. Человек, который дышит наполовину, — и живет наполовину. Тот, кто дышит правильно, получает контроль над всем своим существом».
Хатха Йога Прадипика

Дыхание — важнейший ресурс восполнения энергии для нашего тела. Человек получает этот жизненно необходимый ресурс во время рождения. Ребенок будет развиваться настолько полноценно, насколько это позволит дыхание. Дыхание чрезвычайно чувствительно к эмоциональным стрессам, телесным травмам, болезням. Дыхание непосредственно зависит как от макродвижений тела в пространстве, так и от внутренних микросокращений телесной мускулатуры и фасциально-соединительной ткани.
Дыхание настолько естественный процесс, что в обычной жизни мы его не замечаем. Оно попадает в зону нашего внимания, наблюдения и осознания при недомоганиях и заболеваниях дыхательной системы, или на занятиях дыхательными практиками, такими как йога, цигун, или на занятиях спортом, вокалом.

Когда мы наблюдаем за дыханием, то можем описать его словами: глубокое или мелкое, свободное или стесненное, частое или редкое, легкое или тяжелое, сиплое или беззвучное. Дыхание может быть поверхностным, скованным, быстрым, замедленным, слабым. Богатый и образный русский язык имеет много устойчивых выражений, связанных с дыханием: вздохнуть с облегчением, слушать затаив дыхание, тяжелое дыхание загнанного зверя, дышится легко, дыхание придавленное горем, от радости дыхание спёрло, задыхаться от гнева и так далее.

В норме естественное дыхание – глубокое, спокойное, свободное, с максимальной амплитудой, задержек между вдохами и выдохами. Такое дыхание позволяет человеку быть физически и эмоционально здоровым. Почему здоровое дыхание сегодня почти не встречается в жизни? Основная причина – эмоциональный стресс. При стрессе дыхание сбивается, делается прерывистым, либо, наоборот, замирает, становится едва уловимым, поверхностным. Одновременно вырабатываются гормоны стресса, мускулатура напрягается — так включается биологический инстинкт выживания. Наше тело готовится к защите от опасности: убегать, или драться, или затаиться. Но реализовать эти импульсы в движении почти никогда не удается.

Немногие в нашей повседневной культуре могут похвастаться тем, что им в детстве разрешали открыто проявлять свой гнев и набрасываться на родителей с кулачками. Какой ребенок может убежать от папы или мамы, когда его ругают? Даже грудной младенец не всегда может получить от своей мамы желаемое (тепло, защиту и еду) именно в тот момент, когда ему это необходимо, и попадает в состояние стресса. Например, стресс возникает, когда ребенок проголодался, а ему еще не пришло время есть, потому что его кормят по часам. Или ребенок чего-то испугался и хочет, чтобы его защитили, а его не берут на руки — родители заняты. Конечно, единичные стрессы не нанесут большого вреда ребенку у любящих и заботливых родителей. Но если такие ситуации в жизни ребенка повторяются регулярно, то стресс становится хроническим. И в этом случае именно мускулатура и дыхание являются естественными компенсаторами стрессовой ситуации. Мышцы и фасции застывают в напряжении, грудно-брюшная диафрагма сокращается и уменьшает амплитуду дыхания. Оно становится поверхностным, более частым, появляются паузы — задержки на вдохе или на выдохе.

Дыхание и мышечные напряжения связаны с ощущениями и чувствами. И дыхание, и зажимы сформировались в нашем теле в ситуациях хронического стресса для того чтобы защитить маленького человека от невыносимых эмоций и переживаний. Пока тело удерживает эти структурные напряжения, человек будет испытывать трудности в эмоциональной сфере. У кого-то это отсутствие радости, у кого-то — полное отсутствие чувств, кто-то постоянно боится, кто-то тревожится и т.д. Человек неадекватно реагирует на ситуации в настоящем, как будто все еще воспринимает свою жизнь глазами нелюбимого ребенка. Ради выживания и сохранения рассудка, психика ребенка вытесняет травмирующие ситуации в бессознательное. Причем, вытесняется не только сама ситуация, но и все, что с нею связано. Поэтому большинство детских воспоминаний недоступны во взрослом возрасте.

А вот что происходит с телом: с детского возраста мы привыкаем к напряжениям и всю взрослую жизнь носим этот опыт в теле. Мы не можем почувствовать эти напряжения, так как не осознаем их и не помним ситуаций, с которыми они связаны. Например: если вы застыли в неловкой позе, то через какое-то время чувствительность в теле пропадает, и вы можете долго оставаться в этой позе без каких-либо неприятных ощущений. Но как только вы меняете позу, тело начинает ныть от боли – внимание и чувствительность возвращаются в эту область. Если в нашем теле что-то неподвижно, то эта область уходит из зоны внимания. В неподвижной части замедляются обменные процессы, жидкости циркулируют медленно и процесс очищения от продуктов жизнедеятельности останавливается. Накапливаются токсины. Когда область оживает, в ней снова начинают циркулировать кровь и лимфа, клетки наконец получают кислород.

Если вернуть подвижность в напряженные, спазмированные мышцы, которые годами были лишены чувствительности травмирующими переживаниями детства и подросткового периода, то первое, что мы почувствуем, — это боль. Следом вернется память о травмирующем событии. А это уже половина дела на пути исцеления дыхания и снятия напряжений, спазмов.

Еще одной причиной нарушения дыхания является малоподвижный образ жизни. Наше тело всегда подстраивается под ту ситуацию, в которой находится, запоминая и удерживая годами однажды возникшее напряжение. Дыхание подстраивается под этот процесс регулировкой хода диафрагмы. Диафрагмальная перегородка, состоящая из мышечной и фасциально-соединительной ткани, хоть и занимает немного места, играет существенную роль в дыхании. Она позволяет максимально задействовать объём лёгких, формирует осанку, стимулирует кровоснабжение, отвечает за правильную работу органов малого таза, а также шейного отдела и тройничного нерва. Диафрагма влияет на работу кровеносной и лимфатической систем. Она контролирует работу всего организма. В детстве, когда мы бегаем, прыгаем, кричим, поём, диафрагма получает разнообразную нагрузку и прекрасно функционирует. Но с возрастом образ жизни становится менее подвижным, а мы — сдержаннее в проявлении эмоций. Тонус диафрагмы снижается. У взрослого человека нормальный диапазон её смещения обычно снижен вдвое или даже больше. Сегодня мы принадлежим «поколению трех кресел» (офисное, автомобильное и домашнее), являемся расой людей, испытывающих хроническое кислородное голодание. Мы не можем эффективно выводить токсины из своих органов и потому страдаем, преждевременно стареем. И все потому, что мы слишком ленивы и слишком безответственно относимся к своему драгоценному дару жизни.

Травмы и болезни меняют дыхательный процесс. Дыхание первым реагирует на боль. Когда нам больно, сначала мы инстинктивно делаем резкий вдох и задерживаем дыхание. Затем стараемся подуть на больное место. Для чего? Чтобы остудить место ранки или ушиба. А еще этим активируются легкие и, углубляя дыхание, человек успокаивается. Чтобы подуть, надо набрать воздух в легкие и медленно выдувать через сложенные трубочкой губы. Мы делаем глубокий вдох и медленный выдох. При этом в легкие поступает больше кислорода, чем обычно, а значит, и больше энергии. Эта энергия нужна для компенсации энергозатрат организма на исцеление себя. Если в травматической ситуации дыхание затруднено, то для тела это смертельная опасность, шок. Тело стремится выжить любой ценой, поэтому весь кислород, который есть в легких достается только самым важным органам нашего тела – мозгу, сердцу. Все остальные органы не получают достаточно кислорода и попадают в состояние гипоксии (кислородного голодания) и повышенного напряжения. Когда тело излечивается, то гипоксия должна пройти сама собой, но нет. Организм адаптируется к напряжениям и гипоксия остается в теле до того момента, когда человек начнет работать над собой.
Как говорится, наше тело все запоминает и ко всему адаптируется, даже ценой снижения дыхания, а значит и энергии жизни.

Читайте продолжение в следующей статье «Дыхание-2. Практики и упражнения.»